С какого года парадные зилы стали черные. История парадных кабриолетов ссср

Совсем недавно завершился парад Победы на Красной площади в Москве.
В Параде Победы 2015 года приняли участие свыше 16,5 тысячи военных. В том числе десять парадных расчетов стран СНГ и дружественных государств — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Индии, Монголии, Сербии и Китая.
По Красной площади прошли 194 единицы боевой техники как исторические, так и новейшие и перспективные образцы - боевые машины на платформах "Армата", "Курганец" и "Бумеранг", бронеавтомобили "Тигр" и "Тайфун" на базе КамАЗов и "Уралов", новейшая бронетехника ВДВ — боевые машины десанта БМД-4М и бронетранспортеры "Ракушка".
По брусчатке прошли оперативно-тактические, зенитные и стратегические ракетные комплексы "Искандер", С-400 "Триумф", "Ярс", самоходная артиллерия, включая новейшие установки "Коалиция-СВ".
В воздушной части парада Победы участвовали свыше 140 самолетов и вертолетов. Это в два раза больше, чем в 2014 году. Среди них стратегические бомбардировщики Ту-160, самый большой в мире военно-транспортный вертолет Ми-26 и легкие вертолеты "Ансат-У".

Но мы вспомним какие машины принимали парады в различные годы.
По традиции это были кабриолеты марки автомобильного завода им. Лихачева, правда в последние года два кабриолеты были не совсем ЗиЛовские. База и оснащение ЗИЛ-41041 АМГ взяты от американского пикапа и построены силами нижегородского ателье, которое располагается на территории Горьковского автозавода. Особенно нижегородцы гордятся складной крышей (механизм складывания приводится электроприводом).
На шасси иностранных пикапов GMC Sierra водрузили переделанные кузова от подержанных седанов ЗИЛ-41041...

1. Пример современных кабриолетов. Фото из интернета "Парад Победы 2014 года". В 2015 году на кабриолетах были иные номера. 0001МО77 и 0002МО77 соответственно.


2. В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие армией въезжали на Красную площадь на вымуштрованных конях. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина подготовили фаэтон ЗИС-102 на базе лимузина ЗИС-101.
Первое появление на параде было 1 мая 1941 года, тогда ЗИС-102 возглавил колонну бронетехники

3.Но автомобилем главнокомандующего кабриолет стал лишь в 1953 году, на параде, посвященном годовщине Октябрьской революции. Правда, это была уже открытая версия более современной модели ЗИС-110. Вообще, ЗИС без крыши на базе сто десятой был в двух версиях: с 1949 по 1954 год выпускались фаэтоны, а с 1955 года - кабриолеты.
Примерно с тех же пор появилась традиция красить военно-парадные кабриолеты и фаэтоны в серый цвет под цвет военной шинели.Серыми они оставались долгое время и на парадах 9 мая. Кабриолеты стали красить в черный лишь с 2010 года. В 2014 Сергей Шойгу впервые за долгое время принимал парад в военном мундире, однако перекрашивать автомобили в новый цвет пока не планируют.

4.В 1958 году в производство был запущен лимузин ЗИЛ-111 - с двигателем V8, который выдавал 200 лошадиных сил. Автомобиль обладал гидромеханической коробкой передач и электростеклоподъемниками. На его базе построили и открытые версии: ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д. Потом был ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и, наконец, ЗИЛ-4104 с кучей модификаций. Открытые версии носили индексы ЗИЛ-115В, ЗИЛ-117В и ЗИЛ-41044.
А три автомобиля ЗИЛ-41044, которые использовались для парадов перед появлением самого свежего ЗИЛ-41041 АМГ, участвовали в них еще с 1981 года.

5.С 1960 по 1962 годы было выпущено двенадцать кабриолетов, а затем производство и лимузинов, и кабриолетов ЗИЛ-111 было свёрнуто. Хрущёва поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди, на фоне которого советский ЗИЛ казался бедным родственником. Поэтому, «одиннадцатый» спешно обновили, создав ЗИЛ-111Г. Открытая версия машины получила индекс 111Д.

6. ЗИЛ-111В выезжали на Красную площадь до 1967 года! Новые кабриолеты сменили предшественников на параде, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, и несли службу до середины семидесятых. Затем трудовую вахту приняла очередная генерация правительственных кабриолетов, ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры — их тогда называли художниками, — получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки (вернее, почти без оглядки) на иностранных конкурентов, так что экстерьер получился самобытным, строгим и менее подверженным влиянию переменчивой моды, чем кузова предшественников. Другое нехарактерное для автомобилей марки «ЗИЛ» решение — наличие короткобазной (ЗИЛ-117) и длиннобазной (ЗИЛ-114) версий. Салон парадного ЗИЛ-117В — трёхместный. Вместо правого переднего сиденья — площадка для командующего парадом, который во время движения машины держится за ручку слева и отдаёт команды через микрофоны, закреплённые на массивной стойке

7. Еще раз 117.

8.К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачёва» решили подготовить «подарок» - обновить классические черты правительственных автомобилей. Немного изменились пропорции (капот стал длиннее, а багажник - короче), были подкорректированы оформление передней и задней частей кузова, элементы оперения... Машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой - ЗИЛ-4104. В 1981 году несколько укороченных седанов (историки продолжают спорить, сколько машин было создано) послужили основой для постройки очередной генерации парадных кабриолетов, которые внешне выглядели как представители семейства ЗИЛ-115, но получили менее мощный двигатель от предшественника, ЗИЛ-114.

8.1. Репетиция парада на Ходынке.
Эти кабриолеты прослужили «главными парадными автомобилями страны» больше четверти века. В 2006 году Министерство обороны задумало вывести на Красную площадь принципиально новые машины - внедорожники ГАЗ «Тигр». Буквально за полгода нижегородские инженеры «скроили» несколько двухдверных кабриолетов. По части механической начинки «парадный» внедорожник отличался от обычного только коробкой передач (вместо «механики» поставили «автомат») да оформлением салона. Вот только высокому армейскому начальству «Тигры» не приглянулись, и сейчас брутальные гиганты чёрного цвета несут службу... в Санкт-Петербурге.

Вот такие вот автомобили принимали парады в разное время в нашей столице. Жаль, что новые кабриолеты не серые, что они гибриды из американских пикапов, жаль завод... Надеюсь, что когда-нибудь у нас начнут принимать парады совершенно новые ЗиЛы в сером цвете, соответствующие всем нормам, ведь парады без кабриолета ЗиЛ будут какими-то неправильными.

Знакомимся с самым мирным военным автомобилем и его водителем.

ПЛАВНО, ЕЩЕ ПЛАВНЕЕ

Лощеный кабриолет неспешно плыл с парадной скоростью и затормозил не резко, а лишь чуть интенсивнее, чем положено ему по статусу. Это я спровоцировал опытного водителя на активный маневр – из чистого любопытства. Приготовился, сгруппировался – и чуть не вывалился за борт! Стоя в кабриолете, сохранить равновесие очень сложно: я удержался лишь потому, что вцепился в торчащий в центре салона поручень. Как же много зависит от умения шофера вести машину плавно! Ведь министр обороны объезжает войска в строевой стойке: правая рука приложена к фуражке, а левая элегантно лежит на поручне. Сложно ли управлять парадным ЗИЛом? Сейчас попробую! Рычаг автоматической коробки – в положение «драйв», снимаю ногу с тормоза, и ЗИЛ‑41041 АМГ неспешно, как поезд дальнего следования, трогается с места. Силовой агрегат прекрасно адаптирован под размеренное перемещение перед кремлевскими стенами. Двигатель позволяет разгоняться без резких ускорений и рывков, переключение с первой передачи на вторую почти незаметно.

С непривычки кабриолет кажется чересчур мягким и валким. Неудивительно: давление в шинах, характеристики задней рессорной и передней торсионной подвесок подобраны так, чтобы обеспечить высокую плавность хода на брусчатке Красной площади. Причем при совершенно определенной загрузке: водитель, пассажир и полный багажник аппаратуры, заведующей работой трех радиомикрофонов.
Перед разворотом чуть притормозил, повернул руль – и тут же почувствовал незначительный крен кузова. Но это для меня он едва заметен, а если бы за спиной стоял пассажир, наверняка схватился бы за поручень, чтобы не упасть. Знакомство с кабриолетом закончил максимально комфортным замедлением, благо информативность педали тормоза достаточно высокая. ЗИЛ застыл на месте, не клюнув носом. Или мне так показалось? ЖИЗНЬ НА БРУСЧАТКЕ Водитель парадного ЗИЛа министра обороны под номером 0001 МО 77 проводит за рулем уже пятый парад. Он хорошо знает и два других автомобиля. Тот, что с номером 0002, предназначен для командующего сухопутными войсками. Внешних отличий нет, но в связи с особенностями маршрута по Красной площади настройки чуть иные. У него меньше радиус разворота и автоматическая коробка переключается на вторую передачу на меньшей скорости. Третий автомобиль – запасной (во время парада он дежурит у ворот Спасской башни), с усредненными настройками. К слову, он еще ни разу не понадобился: первые два надежны и подмены не требовали. На репетиции и на парад кабриолеты перегоняют своим ходом. Матерчатый верх и боковые стекла держат поднятыми – чтобы салон оставался чистым. Движение по Красной площади – работа особая. Никаких лишних торможений – только в точках, предусмотренных сценарием! Например, выехать из ворот Спасской башни и потом повернуть налево нужно без замедления и при этом комфортно для пассажира. Скорость объезда парадных «коробок» с войсками – около 17 км/ч. Когда кабриолеты министра обороны и командующего парадом следуют рядом, требуется держать дистанцию в полтора метра. Со стороны кажется, что они едут равномерно. На самом деле – где-то чуть быстрее, где-то чуть медленнее: приходится учитывать рельеф брусчатки (она лежит волнами). Иногда нужно работать в две педали – и газом, и тормозом, чтобы избегать излишних переключений автомата с первой передачи на вторую и обратно.

При просмотре телетрансляции парада Победы обратите внимание: на кабриолетах не горят фары, а при торможении не срабатывают стоп-сигналы. В подлокотнике есть тумблер, которым водитель отключает все внешние световые приборы, стеклоочистители, климатическую установку. Это для того, чтобы исключить наводки на радиомикрофоны. Как выяснилось, самое сложное в работе водителя на параде вовсе не ювелирное управление автомобилем, а необходимость выдержать расписание с точностью до нескольких секунд. Задержек быть не должно: самолеты и вертолеты, завершающие парад, уже вылетели с аэродромов. Их пилотов не попросишь полетать где-нибудь несколько минут, чтобы компенсировать сбой расписания. Часы? На приборной панели ЗИЛа они, разумеется, есть – но без секундной стрелки. У водителя нет возможности часто смотреть на часы, ориентироваться приходится по музыке – маршам сводного оркестра Московского военного гарнизона. Плюс приобретенное шестое чувство – некий внутренний таймер.

БОРЬБА С ГИПОДИНАМИЕЙ У автомобиля, что используется всего несколько дней в году, особый режим хранения и обслуживания. Все три ЗИЛа стоят в кондиционированном гараже, где поддерживается определенная температура и влажность воздуха. У каждого аккумулятор отключен от бортовой сети из соображений пожарной безопасности. А на щетки стеклоочистителей надеты чехлы, чтобы их резинки медленнее старели и не деформировались. Внешне ЗИЛы всегда с иголочки. А что делать с малоподвижным образом жизни? Неспешная езда и плавные торможения – не самый полезный режим эксплуатации. Надо же иногда прохватить с ветерком, чтобы прожечь нагар в двигателе! А нагрузить тормоза, подвеску, коробку передач? После генеральной репетиции парада, которая проходит 7 мая, кабриолеты в сопровождении машин ДПС отправляются в пробег по одной из подмосковных скоростных магистралей. За рулем только штатные водители, а вот пассажиры – специалисты фирмы- изготовителя. Под их наблюдением ЗИЛы выполняют специальный ездовой цикл, в том числе торможения и движение с максимальной скоростью. Потом кабриолеты отмывают, сушат и проверяют их техническое состояние. Финальный штрих – полировка кузова.

Кстати, водитель парадного ЗИЛа вовсе не армейский белоручка, что лишь сидит за рулем. После каждого выезда он самостоятельно моет кабриолет. Особенности кузова и качество окраски требуют индивидуального подхода, поэтому автоматические щетки и бойцы срочной службы к работе не допускаются. Kärcher, губки, автокосметика и аккуратная ручная работа. И вот что еще интересно. Перед репетициями и парадом водители часто проходят пешком весь маршрут по Красной площади. Конечно, эту брусчатку вычищают с особой тщательностью, но лишняя проверка не помешает. Какими бы прочными и стойкими к проколам ни были шины, их контакт с колюще-режущими предметами необходимо исключить. Во время телетрансляции парада Победы голос за кадром рассказывает зрителям, кто ведет колонну танков или звено истребителей. Мне кажется, справедливо было бы называть и водителя кабриолета под номером 0001. А поскольку это пока не делается, то назову его я. Автомобилем министра обороны управляет майор Георгий Александрович Горшунов. Именно его мы и увидим за рулем «борта 0001», который 9 мая откроет парад на Красной площади, посвященный 70‑летию Победы в Великой Отечественной войны.

Наша справка Три черных кабриолета ЗИЛ‑41041 АМГ собраны в 2009 году на смену серым парадным фаэтонам с индексом 41044. Изготовитель – фирма Атлант-Дельта, входящая в Группу ГАЗ. В основе автомобилей – пятиместные четырехдверные седаны ЗИЛ‑41041 с базой 3300 мм. Основные отличия помимо усеченного двухдверного кузова – интерьер и ходовая часть с узлами GM. Двигатель Vortec 6.0, шестиступенчатая коробка передач Hydra-Matic 6L90E, шины Yokohama Mirada 245/70 R16. Внешний стиль донора сохранен, хотя заменено множество наружных панелей. Двухдверные кабриолеты оборудованы аппаратурой связи, складывающейся матерчатой крышей и регулируемым поручнем для езды стоя. Используются один раз в году – на параде Победы.

Добавлено в 09:44
У меня всё спасибо за внимание.

Это сообщение отредактировалpodinaq - 4.05.2015 - 09:45

LeSabre

Какая аккуратная формулировка
Парадный кабриолет под названием ЗИЛ-41041 АМГ построили в 2009 г. взамен устаревшего автомобиля 41044, который участвовал в Парадах Победы аж с 1981 г. Невзирая на название, создавал машину вовсе не ЗИЛ, а частная организация «Атлант-Дельта», которая входила в «Группу ГАЗ». Вот почему модель получила также индекс ГАЗ-СП45.

В качестве основы для постройки автомобиля взяли шасси пикапа GMC Sierra. Кроме того, у него же был позаимствован силовой агрегат – 6,0-литровый мотор V8 мощностью 353 л. с., который работал в паре с 6-ти ступенчатым «автоматом». Внешне кузов повторял образ ЗИЛ-41047, для чего были закуплены подержанные седаны. Именно у них была позаимствована основа кузова, однако все внешние панели выпустили заново. Кроме того, мягкий складывающийся верх машины оснастили электроприводом.

Уникальные парадные машины, которые 9 Мая выйдут на брусчатку Красной площади, неразрывно связаны с этим величественным действием. Многие по привычке называют эти автомобили ЗИЛами и искренне верят, что они участвовали в советских военных торжествах. Увы, это не совсем так.

Самый первый Парад Победы в 1945 году принимал Георгий Константинович Жуков верхом на светло-сером скакуне Кумире арабско-кабардинских кровей. Командовал войсками дважды герой Советского Союза маршал Константин Константинович Рокоссовский на чистокровном верховом по кличке Полюс. Сам Сталин следил за подготовкой к торжеству, на которое смотрел весь мир. Главному кавалеристу СССР Будённому даже пришлось лично отбирать лошадей. Оба "маршала Победы" примерно месяц потратили на тренировку: Жуков упражнялся в выездке молча и быстро удалялся в штаб, а Рокоссовский со страстью перфекциониста оттачивал все элементы до идеального уровня.

В 1953 году коней сменили автомобили, но концепция объезда войск с тех пор почти не изменилась. Первыми парадными машинами стали открытые версии ЗИС-110Б. Эти кабриолеты не создавались специально для военных смотров, в то время ЗИС выпускал их мелкой серией для госнужд, свадеб и позже для такси. Машина впервые была выкрашена в характерный серый цвет.

Специализированные парадные автомобили стали готовить лишь в 60-х годах, тогда парадный ЗИС-110 заменили более презентабельным и совершенным кабриолетом ЗИЛ-111. Для удобства командующего в ЗИЛе удалили правое переднее кресло, снабдили удобным поручнем и микрофонами. Машины, отработавшие своё на Красной площади, уходили в Ленинград, Киев, Минск и другие крупные города. В населённых пунктах поменьше открывали шествие газовские "чайки" или "Волги".

С тех пор завод имени Лихачёва стал единственным поставщиком кабриолетов для 9 Мая. ЗИЛ-41044 - плоть от плоти советской промышленности - принимал парад в 2009 году. Для технически и морально устаревшей машины, выпущенной в конце 80-х годов, это была последняя "выездка".

Вопрос замены главного военного автомобиля страны встал как никогда остро. За работу над проектом взялись сразу две компании: загибающийся под бременем долгов ЗИЛ и небольшая контора из Нижнего Новгорода "Атлант дельта", входящая в "Группу ГАЗ" Олега Дерипаски. Они выбрали разные пути создания парадного автомобиля. Москвичи решили модернизировать старую модель, опыт по производству которой оттачивался годами. А специалисты "Атлант дельта" взяли от четырёхдверного ЗИЛ-41041 только кузов, а техническую начинку позаимствовали у иномарок.

У нижегородцев основная проблема свелась к поиску живых кузовов для проекта, так как ЗИЛ наотрез отказался продавать свои машины конкурентам. В итоге на сайтах продаж были найдены три сильно подержанных автомобиля, причём везли их из разных городов России. Они были в очень плохом состоянии: поржавевшие, частично разукомплектованные, лишённые внешних хромированных деталей.

Остатки некогда роскошных салонов отправились на помойку, машины лишились оригинальной подвески и моторов, остались только голые кузова. Бывшие изначально четырёхдверными седанами ЗИЛы превратили в кабриолеты, газовские умельцы удлинили передние двери, усилили петли и укрепили кузовы.

После завершения сварочных и восстановительных работ пришёл черёд самого интересного: кузов советского автомобиля соединили с шасси американского производства. В выборе последнего инженеры особенно не сомневались. Дело в том, что у газовских мастеров уже был подобный опыт: в сотрудничестве с ретро-ателье "Молотов гараж" они ещё в начале 2000-х годов построили для одного богатого человека эксклюзивный автомобиль на основе ЗИЛ-114.

Заказчику очень нравились рублёные формы символа победившего социализма, но его категорически не устраивал архаичный мотор и плохая управляемость. Кузов 114-го "поженили" с шасси и силовым агрегатом внедорожника Chevrolet Suburban, добавив в салон получившегося лимузина разнообразных опций вроде мини-кинотеатра.

Для финального преображения отреставрированных парадных ЗИЛов закупили три американских пикапа GMC Sierra. Началась пересадка: ЗИЛ оснастили рамой, 6-литровым мотором Vortec V8 и автоматической коробкой передач с фирменной кочергой-переключателем на руле. Рулевое колесо тоже досталось от "американца", разве что логотип заморской марки с руля убрали, заменив на эмблему ЗИЛа. Практически без изменений перекочевала с пикапа и вся подкапотная проводка с приборной панелью.

Зато салон изготовили самостоятельно, благо опыт в создании интерьеров накопили приличный. Механизм складывания крыши также был изготовлен в Нижнем. Некоторые недостающие части экстерьера, такие как элементы оптики, бампера и хромированные детали, пришлось разыскивать по всей стране, что-то изготовили заново. В итоге, за исключением резины, нынешние автомобили почти полностью внешне соответствуют советским аналогам. Процесс постройки занял рекордно короткий срок: работы начались в ноябре 2009 года, а уже в конце января 2010-го три парадных кабриолета были готовы.

Несмотря на государственное значение проекта и поддержку Дерипаски, об экономии не забыли: снятые кузова пикапов были проданы. То, что получилось, стало называться ЗИЛ-41041 АМГ, у машины есть ещё и заводской индекс ГАЗ-СП45, что может окончательно поставить в тупик при первой попытке идентифицировать происхождение нынешнего парадного автомобиля.

Требования к цвету автомобилей были озвучены заранее: кабриолет должен был быть чёрным. Изначально все парадные машины красились исключительно в серый, и связано это было с тем, что они работали не только на парадах Победы, но и на парадах 7 Ноября в честь Октябрьской революции: военачальники к этому времени уже переходили на зимнюю форму обмундирования, поэтому и цвет автомобиля должен был гармонировать с колером шинелей. К параду в 2010 году чёрный был выбран по тому же принципу: министром обороны тогда был гражданский сановник Анатолий Сердюков, проводивший смотр в деловом чёрном костюме.

А как же проиграл оригинальный зиловский проект, ведь заводчане тоже не сидели сложа руки? В 2009-м парадные машины на ЗИЛе собрали практически с нуля, комплектующие по большей части использовали из своих запасников. В Германии заказали механизм складывания крыши, на заводе конструкцию доработали. Казалось бы, всё было готово, но на смотринах в Минобороны случился провал: не загорелись осветительные приборы и забарахлила электрика.

Армейское руководство сделало выбор в пользу более надёжных автомобилей от ГАЗа, пусть и построенных на импортных агрегатах. Все три машины на шасси пикапов GMC были сданы Минобороны в долгосрочную аренду и отправились служить на 147-ю автомобильную военную базу, расположенную на Рублёвке.

А зиловские парадные машины остались стоять в постепенно пустеющих цехах умирающего автозавода. В прошлом году, в канун 70-летия Победы, Минобороны вновь проявило заинтересованность в этих автомобилях. Руководство ведомства намеревалось использовать их для проведения парадов в других городах России, для этого кабриолетам необходимо было вернуть исторический серый цвет и устранить имеющиеся недостатки. Министерство пообещало выделить на это средства, коллектив, трудившийся над автомобилями, с единодушным энтузиазмом выразил желание участвовать проекте, однако деньги так и не поступили, идея сошла на нет.

Неизвестно какими путями (то ли продали, то ли подарили), но один из построенных на ЗИЛе автомобилей оказался в коллекции экс-президента Украины Виктора Януковича. Специально для него машину из парадного авто превратили в прогулочный кабриолет, установили правое переднее сиденье и снабдили аудиосистемой. После революции на Украине выяснилось, что машина всё это время простояла в ангаре вместе с другими раритетами из коллекции Януковича. Далее её след потерялся. Другие парадные зиловские машины сейчас выставлены на продажу.

Срок службы чёрных кабриолетов, участвующих в нынешнем Параде Победы, также подходит к концу. В 2018 году торжественный смотр на Красной площади будут открывать новые машины из проекта "Кортеж", сообщил Лайфу источник, близкий к Минобороны. История зиловской машины, оригинальной и не очень, подходит к концу.

«Говорит и показывает Москва. Слушайте и смотрите Красную площадь! Парад Победы!», - ежегодное торжественное прохождение парадных расчётов по Красной площади стало неотъемлемым символом 9 мая. А вот символом самого парада, пожалуй, можно назвать... автомобили. Менялись правители и военачальники, но неизменными участниками каждого парада оставались роскошные фаэтоны командующего и принимающего.

«Товарищи! Будьте бдительны, неустанно овладевайте военным делом, с удесятерённой энергией на всех участках социалистического строительства крепите экономическое и военное могущество нашей прекрасной Родины!», - последний предвоенный парад, на котором выступал народный комиссар обороны СССР Семён Тимошенко, проходил нервно. Все прекрасно понимали, что войны не избежать, хотя отсрочить безжалостную мясорубку можно - главное показать, как «значительно укрепилась оборонная мощь советского государства». Прогрохотали сапогами солдаты и офицеры, пророкотали моторами мотоциклы и боевая техника, пролетели военные самолёты... За всем этим наблюдали дипломаты иностранных государств.

Колонну бронетехники возглавлял необычный автомобиль - как писал журнал «За рулём», «изящный, хорошо отделанный фаэтон, с красивой обтекаемой формой кузова». Этот автомобиль - открытый ЗИС-102, лишённая жёсткой металлической крыши модификация лимузина ЗИС-101. Элегантному стремительному фаэтону прочили большое будущее - тогда командующий и принимающий парад разъезжали по брусчатке Красной площади на породистых рысаках, но появление красивой парадной машины могло изменить устоявшийся порядок: почему бы военачальникам не пересесть на автомобили? Однако Иосиф Сталин категорично отрезал: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».

На смену рысакам автомобили пришли только после смерти «железного Иосифа», в 1953 году. Во время майского парада, «посвящённого Международной солидарности трудящихся», на брусчатку главной площади страны выехал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б - открытая версия шестиоконного лимузина ЗИС-110. Под конец войны этот лимузин поручил создать лично Сталин, а потому семейство автомобилей для верхушки советского правительства получилось похожим на машины Packard (об истории американской марки подробно рассказывал Данила Михайлов). Эту марку вождь очень любил, и конструкторы, зная предпочтения Иосифа Виссарионовича, первый представительский автомобиль СССР рисовали по образу и подобию роскошной модели Super Eight 180 образца 1942 года. Одновременно поглядывая на другую машину из Америки - Buick Limited, которая оказалась более широкой и просторной, нежели «Паккард».

В основу ЗИС-110 инженеры положили внушительную лонжеронную раму, усиленную мощной крестовиной, поэтому весил пустой ЗИС-110 немало - больше 2,5 тонны! Поэтому двигатель от предшественника, ЗИС-101, оказался для массивной машины слабоват и конструкторам пришлось создавать новый силовой агрегат - рядную 6,0-литровую «восьмёрку», выдававшую по нынешним меркам скромные 140 л.с. Для этого мотора нефтяникам даже пришлось начать выпуск нового сорта бензина, А-74. Всего «1-м автомобильным заводом им. И.В. Сталина» (заводом имени Лихачёва он станет только 26 июня 1956 года) было выпущено 2089 открытых «зисов», многие из которых работали... таксомоторами.

В шестидесятых старые добрые ЗИС-110 отправили «на пенсию», а их место заняли кабриолеты нового поколения - ЗИЛ-111В. При создании этого автомобиля снова не обошлось без стилистического влияния «американцев»... Но если «десятка» являлась копией конкретных моделей, то дизайн «одиннадцатого» представляет собой некий собирательный образ «типичного американского автомобиля» конца пятидесятых. Под капотом нового семейства появилась V-образная «восьмёрка» (родственник этого мотора - двигатель грузовика ЗИЛ-130), но самой главной инновацией, применённой на ЗИЛ-111, безусловно, стала двухступенчатая автоматическая трансмиссия.

ЗИЛ-111Д также известен как участник печальной истории. В январе 1969 года Москва встречала космонавтов Волынова, Елисеева, Хрунова и Шаталова, которых на кремлёвский приём везли из аэропорта «Внуково». Возле Боровицких ворот кортеж попал под обстрел: младший лейтенант Виктор Ильин готовил покушение на Брежнева, но не знал, что внутри машин находятся только космонавты, а Леонид Ильич доехал до Кремля на другом автомобиле и другим маршрутом

С 1960 по 1962 годы было выпущено двенадцать (!) открытых машин, а затем производство и лимузинов, и кабриолетов ЗИЛ-111 было свёрнуто. А всё потому, что Никита Хрущёв лично «попросил» обновить внешность представительских автомобилей. По легенде, тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС не понравилось, что машина для правительственной верхушки похожа на появившуюся годом позже ГАЗ-13 «Чайка», полагавшуюся руководству среднего звена. Также Хрущёва поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди , на фоне которого советский ЗИЛ казался бедным родственником. В общем, «одиннадцатый» спешно обновили, создав ЗИЛ-111Г. Открытая версия машины получила индекс 111Д.

Правда, «дореформенные» ЗИЛ-111В выезжали на Красную площадь до 1967 года! Новые кабриолеты сменили предшественников на параде, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, и несли службу до середины семидесятых. Затем трудовую вахту приняла очередная генерация правительственных кабриолетов, ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры - их тогда называли художниками, - получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки (вернее, почти без оглядки) на иностранных конкурентов, так что экстерьер получился самобытным, строгим и менее подверженным влиянию переменчивой моды, чем кузова предшественников. Другое нехарактерное для автомобилей марки «ЗИЛ» решение - наличие короткобазной (ЗИЛ-117) и длиннобазной (ЗИЛ-114) версий.

К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачёва» решили подготовить «подарок» - обновить классические черты правительственных автомобилей. Немного изменились пропорции (капот стал длиннее, а багажник - короче), были подкорректированы оформление передней и задней частей кузова, элементы оперения... Машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой - ЗИЛ-4104. В 1981 году несколько укороченных седанов (историки продолжают спорить, сколько машин было создано) послужили основой для постройки очередной генерации парадных кабриолетов, которые внешне выглядели как представители семейства ЗИЛ-115, но получили менее мощный двигатель от предшественника, ЗИЛ-114.

Эти кабриолеты прослужили «главными парадными автомобилями страны» больше четверти века. В 2006 году Министерство обороны задумало вывести на Красную площадь принципиально новые машины - внедорожники ГАЗ «Тигр». Буквально за полгода нижегородские инженеры «скроили» несколько двухдверных кабриолетов. По части механической начинки «парадный» внедорожник отличался от обычного только коробкой передач (вместо «механики» поставили «автомат») да оформлением салона. Вот только высокому армейскому начальству «Тигры» не приглянулись, и сейчас брутальные гиганты чёрного цвета несут службу... в Санкт-Петербурге.

А вот для главного, московского, Парада Победы взамен древних ЗИЛ-115В пришлось строить гибрид, пусть и напоминающий классические парадные «зилы», но таковым не являющийся. На шасси американских пикапов GMC Sierra (прочитать про этого «монстра» вы можете в материале GMC Sierra 1500 - настоящая американская мечта живьем) водрузили переделанные кузова от подержанных (!) седанов ЗИЛ-41041. Этим проектом занимались специалисты нижегородской компании «Атлант-Дельта» (она принадлежит Олегу Дерипаске и славится реализацией необычных задумок: например, созданием роскошных яхтенных интерьеров), поскольку столичный ЗИЛ проиграл тендер. Кстати, именно поэтому нижегородцам пришлось использовать подержанные кузова - новые зиловцы попросту отказались продать.

Интересно, что классические парадные кабриолеты, независимо от поколения, всегда были неизменного серого - как оттенок зимней генеральской шинели - цвета. Но нижегородско-американские «гибриды» нарушили советскую традицию - их кузова выкрашены чёрным! Смена колера объясняется просто: до недавнего времени парад принимал штатский министр. В чёрном костюме. А теперь, когда Министерство обороны снова возглавил генерал армии... Нет, машины перекрашивать не планируют, хотя строгим чертам «главных кабриолетов страны» благородный серый колер подходит гораздо больше, нежели траурный чёрный. Может только следующее поколение парадных кабриолетов (в рамках проекта «Кортеж» будет создан не только лимузин для президента, но и новое поколение открытых машин) обретёт привычную расцветку. Но это случится не раньше 2015 года.

Алексей Кованов

Кабриолеты ЗИЛ-115В, которые вот уже многие годы подряд используются на парадах на Красной площади, были изготовлены в 1981 г. всего в трех экземплярах. Таким образом, они стали раритетами на ходу. В отличие от других легковушек отечественного автопрома, эти машины и сейчас достаточно совершенны и современны. Ну а в начале 1980-х годов «навороты» парадных кабриолетов ЗИЛ-115В - автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер, электроподъемник тента, электрическая регулировка водительского сиденья, дистанционное управление зеркалами заднего вида, автоматическое омывание и очистка фар - даже не снились советским автолюбителям.

Неудивительно, что автомобили прекрасно сохранились. На 147-й автобазе Минобороны РФ с этих машин буквально пылинки сдувают. Хранятся они на базе в специальном отапливаемом закрытом боксе (разумеется, под сигнализацией). За ними ухаживают специалисты из числа гражданского персонала базы. Парадный автомобиль ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В по заводской индексации) был создан на базе серии моделей ЗИЛ-4104. От своих предшественников кабриолет отличается прежде всего укороченной на 580 мм базой. Для повышения надёжности продублирована система зажигания, установлены два аккумулятора, два бензонасоса.

Технические характеристики:

Двигатель – карбюраторный, V-образный.

Число и расположение цилиндров - 8,

Рабочий объём - 7695 см³. Мощность - 315 л. с. при 4400 об./мин.

Максимальный крутящий момент - 608 Н м при 2500 об./мин.

Привод - задний.

Коробка передач - трехступенчатая, автоматическая.

Максимальная скорость - 190 км/ч.

Разгон до 100 км/ч - 13 с. Средний расход топлива - 22 л/100 км.

Длина/ширина/высота - 5750/2086/1500 мм.

Колёсная база - 3880 мм

Вручную собраны не только двигатель и ходовая часть, но даже кузов - его "выстукивали" на массивной дубовой плахе в специальном цехе завода имени Лихачева. - Это было во время очередной репетиции парада, вспоминает один из организаторов 36 парадов на Красной площади полковник запаса Юрий Шилин. - Тогдашний министр обороны Дмитрий Устинов, тоскливо оглядев предков нынешних 115-х «ЗИЛов», позвал нас и спросил: «Можем ли мы к следующему параду подготовить новый комплекс?» Ответить «да» было непросто: на разработку новых моделей уходит не один год, но ответить «нет» просто невозможно - дело чести. 115-я модель предстала перед Устиновым ровно через девять месяцев. Министр обороны пришел в неописуемый восторг. Долго оглядывал три новенькие машинки, ласкал им бока и наконец вымолвил: "Но ведь никто не поверит, что это русские построили. Надо прикрепить эмблемы ЗИЛа так, чтобы их было отовсюду видно."

Всего было изготовлено три ЗИЛа-115В: в двух машинах на парадах ездят министр обороны и командующий МВО, третья - резервная. За всю историю ЗИЛы ни разу не ломались. За руль лимузинов всегда садятся только офицеры, причем в звании не ниже подполковника. Как правило, это командир автобазы министерства обороны и его заместители.

Возить министра обороны, принимающего парад, особая честь. Водитель в прямом смысле отвечает за его равновесие, на булыжниках Красной площади даже парадный автомобиль изрядно трясет. Правда, некоторые хитрости все-таки предусмотрены. Ехать на этой машине стоя почти так же удобно, как и сидя. Впрочем, для страховки сделан специальный поручень. Когда министр обороны, принимая парад на Красной площади, отдает честь правой рукой, левой он держится за ручку, а со стороны кажется, что он просто стоит по стойке смирно.

Машина оснащена блоком микрофонов и радиостанцией (установлена в багажнике, антенны расположены на задних крыльях). Наверное, мало кто обращал внимание, что микрофоны на парадных ЗИЛах никогда не фонят, не реагируют на порывы ветра и дождевые струи. Во время объезда войск министру обороны и командующему парадом не приходится даже наклонять голову к микрофону: звук рождается как бы помимо их воли, широко разносясь над Красной площадью. Секрет столь удивительной акустики кроется в уникальных технологиях, примененных в комплексе спецсвязи "Репетитор". Здесь даже поролоновые чехлы на микрофонах звукопроводящие. Их замораживали в жидком азоте и вытачивали на токарном станке. Супераппаратура связи верой и правдой служит почти четверть века, и за это время ни разу не давала сбоев.

Не вдаваясь в технические подробности, схема ее работы такая. Через два блока в багажнике ЗИЛа радиосигналы от микрофонов передаются на приемники: подвижные - для тренировок - находятся в двух автобусах, стационарные - на 3-м этаже Никольской башни Кремля. Оттуда сигналы транслируются на Красную площадь и по теле- и радиоканалам. Чтобы исключить любую случайность, на каждую машину устанавливают не один, а два микрофона. В Никольской башне с помощью наушников эфир прослушивает дежурный оператор. При малейшей неполадке в одном микрофоне он переключает связь на другой. Специалисты утверждают, что здесь требуется слух композитора и реакция хоккейного вратаря. Поэтому подготовка оператора занимает годы.

Как и в прежние времена, подготовка к параду для водителей, которых на эти три машины назначают с запасом (четыре-пять человек), начинается загодя. Для начала офицеры привыкают к машине и одновременно проверяют, делая прогоны километров по 100 за городом. Затем начинаются тренировки без войск. Водители отрабатывают все предстоящие на Красной площади маневры: выезд, съезд, остановку, торможение. Таким образом, к первой общей тренировке парадного расчета на Ходынском поле каждый шофер уже хорошо знает свой маневр.

После генеральной репетиции парада создается комиссия. Среди членов комиссии не только должностные лица 147-й базы, но и представители Федеральной службы охраны, завода-изготовителя, Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, ремонтники, эксплуатационники, военпреды завода. Каждый отвечает за свой участок, осматривает свой сектор. Получается, что комиссия проверяет буквально все в автомобиле (даже обученные отыскивать взрывчатые вещества служебные собаки участвуют в проверке). Затем подписывается соответствующий акт и машина сдается под охрану.

Организовать военный смотр 9 Мая - задача не просто ответственная, но и технически весьма сложная. Все здесь рассчитывают не по минутам - по секундам. Например, чтобы между проходом пеших колонн и техники не было разрыва, отдельно устанавливают скорость для "коробок" и машин. По Красной площади солдаты и офицеры промаршируют со скоростью 5 километров в час, а механики-водители "привяжут" стрелки своих спидометров к отметке 18 км/ч.

Регламентировано даже время объезда войск министром обороны и командующим парадом. На все про все им отводят не более 16 минут По возвращении в филиал водители докладывают начальнику автобазы о выполнении государственной задачи. В прошлом году зашел было разговор о замене парадных автомобилей. Но когда посчитали, в какую копеечку это обойдется казне, от идеи отказались.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: